Антон (baskavacan) wrote,
Антон
baskavacan

Category:

Как развести инвестора: Цукерберг позвонит?

Давно пора поговорить уже про айтишников и криптовалютчиков с фарцовщиками.

Начнём со старины Цукера.
1.jpg
"старина Цукер" на два года моложе автора, блеать! Всё ниженаписанное продиктовано острой завистью и целесообразностью.

Аналитики Baskavacan Investments Sarl. считают, что несмотря на лопнувший в начале двухтысячных пузырь доткомов (буквальный перевод: .com), те же грабли снова заботливо уложены и ждут лбы доверчивых граждан. Выражено это в ценных бумагах гигантов ИТ-индустрии, таких как Фейсбук, Твитор, Гюгль, который теперь вовсе и не гюгль, а Альфабет, и иже с ними.

Ведь как по классике?

Есть компания, которая выпускает акции, чтобы продать их инвесторам и принести много-много денег своему собственнику.
Инвесторы отдают свои неправедным трудом нажитые капиталы отцу-основателю компании в обмен на долю в компании.

Нафига нужна доля в компании?
Ну, во-первых, чтобы ощутить себя Большим Руководителем


А во-вторых (и в главных) чтобы заработать на этой доле денег больше, чем вложил.

Заработать можно двумя способами: компания будет расти, а вместе с этим будет расти и её стоимость (вместе с купленным пакетом акций).
Либо компания будет распределять полученную прибыль в виде дивидендов, выплачивая их владельцам акций.
Ну и самый шоколад это если и стоимость компании растёт, и дивиденды выплачиваются аккуратно и помногу.

Нафига компанию продавать основателю?
Ну, во-первых, многие на стадии развития компании делают кучу долгов, которые можно закрыть, как вариант, выведя детище на IPO и частично продав его (детище).
Например, так поступил Сэм Уолтон, у которого получилось разобраться с долгами только выведя Walmart на биржу. О чём, кстати, он сильно жалел, поклявшись после IPO больше не набирать непосильную массу кредитов.
Sam-Walton.jpg

К делу не относится, но из всех прочитанных книг о великих бизнесменах, уолтоновская "Сделано в Америке" мне понравилась больше всего и, не побоюсь этого слова, отчасти поменяла мировоззрение.

Во-вторых, полученные от размещения деньги можно пустить на развитие компании. А потом продать уже кратно выросшее предприятие за кратно большую сумму. По такому пути любят ходить розничные компании, типа М-видео.

В-третьих, немаловажный фактор - заебало. Ну серьёзно, когда 20-30 лет занимаешься одним делом, кому-то нравится, а кто-то хочет уже свалить на яхту. Яркий пример - "Магнит" и его основатель Сергей Галицкий (по крайней мере, по официальной версии).
DAjAb2CXkAEO4Q-.jpg

Некоторые компании выпускают ещё привилегированные акции.
Это такая бумага, которая не даёт право владения компанией, но даёт право получения дивидендов. Дивиденды по таким акциям могут платить больше, могут столько же, но точно - не меньше, чем по обыкновенным акциям. Впрочем, никто не запрещает компании в какой-то момент в принципе перестать платить дивиденды, в таком случае привилегированные акции превращаются в тыкву.
Например, есть такая угольная зомби-компания "Мечел", которая в перманентном состоянии дефолта находится аж с 2008 года.
3_zNPnCuTCM.jpg

Всё никак не загнётся, регулярно отсрачивая свои охулиардные долги.
Вот у них тоже торгуются привилегированные акции. Вложившим в них деньги хочется пожелать здоровья, счастья, держаться там.
Лол, кек, чебурек.
демонстрация презерватива.jpg

Как правило, на бирже торгуются и обыкновенные, и привилегированные акции компании.
Такой способ хорош для собственников, которые вот ни в какую не хотят размывать свою долю собственности в компании, но в то же время жаждут получить денег несмотря на необходимость делиться прибылью.

А что же наши айтишники из силикон вэлли?
О, эти хитрожопые ребята придумали прекрасный способ и рыбку съесть, и косточки не выбирать.

Дело в том, что и Фейсбук, и Альфабет, и даже Яндекс тоже выпускают два вида акций.
Только не обычные и привилегированные, как у простодушных доходяг из нефтяных и металлургических компаний, а "акции класса А" и "акции класса Б".
Отцам-основателям компании принадлежат акции класса А, на биржу же выводятся акции класса Б.
Отличие в том, что на акцию класса А приходится в десять раз больше голосов, чем на акцию класса Б. Распределение голосов может меняться (у кого-то акции Б рулят, А - для дурачков), но сути это не меняет.

Как результат, компании с капитализациями в десятки, а то и сотни миллиардов долларов по-прежнему принадлежат основателям.
Цукербергу принадлежит почти 30% Facebook, Брин и Пейдж по-прежнему контролируют Гюгль, а Волож неплохо себя чувствует с 48% Яндекса.

Необходимо отметить, что дивиденды все эти выкуклившиеся в двухтысячных IT-компании с охулиардными капитализациями не платят принципиально. Общий лейтмотив - "Мы реинвестируем все средства в дальнейшую разработку".
Такой же позиции придерживается, кстати, вполне себе прибыльный Яндекс.

Прикол, но Брин с Пейджем пошли ещё дальше.
У их Альфабета (который гюгль) аж три типа акций - А, Б и С.
На акции А приходится по одному голосу.
Акции Б принадлежат только Пейджу, Брину и Эрику Шмидту, первому ген. директору компании и, как несложно догадаться, "весят" десять голосов каждая акция.
D-0M30vXsAAfTqt.jpg

Есть ещё и акции класса С, у них вообще нихуя никаких прав нет.
Серьёзно, это акции, которые вообще права голоса не имеют.
Ни права голоса, ни права на дивиденды, которые Альфабет не платит также принципиально, как и остальные чуваки из силиконовой долины.

А ржака в том, что на бирже торгуются отдельно два вида Альфабетовских акций - класса А и класса С!
Того самого класса С, который блять ничего не даёт!
Это фантики, которыми даже жопу не подотрёшь, ибо торги акциями идут в безбумажном виде.
турнир трех волшебников.jpg
Ларри Пейдж, Сергей Брин и Эрик Шмидт демонстрируют инвесторам прогноз показателя ROI, предусмотренный в пятилетней стратегии Гугл

И что мы имеем на выходе?

Компании пылесосят бабки инвесторов, не давая в замен ни прав голоса, ни возврата средств в виде дивидендов.
За счёт бабок инвесторов зарплаты айтишников достигли каких-то ебанистических размеров, а Долина по стоимости жизни давно заткнула за пояс Швейцарию.

Не могу сказать, что это пирамида, так как компании есть, работают и даже иногда приносят прибыль (которая распределяется между сотрудниками в виде зарплат и огромных бонусов).
Но думаю, что ИТ-отрасль не просто колоссально переоценена, а вообще её текущая капитализация противоречит экономическим законам. Нет базиса в виде владения долей компании или возврата средств через дивиденды.
Это какое-то коллективное помешательство.
Тюльпановая лихорадка, которая должна закончится, потому что по-другому просто невозможно.

В следующем выпуске крипта.
cbyR6G8Q3eM.jpg

Кто не спрятался, я не виноват.
Tags: инвестиции, экономика
Subscribe

  • Басовито

    Яндекс.Дзен внезапно подсунул мне рейтинг "5 лучших басистов всех времён". Не мог не открыть, ознакомиться. Понятно, конечно, что ваял его хрен-пойми…

  • Невероятные музыкальные факты

    Невероятно, но факт: в начале двухтысячных я видел живые выступления Тату, Алсу и Мелани Си. И даже группы Стрелки, копать-летать. На каком-то…

  • Про уральских рокеров

    Если спросить, с какой музыкой у меня ассоциируется детство - возникнет когнитивный диссонанс. Потому как я с 1992 года влюблён пожизненно в группу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments