Антон (baskavacan) wrote,
Антон
baskavacan

Category:

Страна чудес

Вчера ночью прошла новость, о том что контрольный пакет акций издыхающей "Трансаэро" покупает Владислав Филёв - совладелец S7.
Сегодня утром - сообщение о том, что Росавиация подписала постановление об отзыве у Трансаэро сертификата эксплуатанта (это типа отзыва лицензии у банка).


То, что Филёв купил "Трансаэро" - новость с одной стороны неожиданная, с другой стороны, как ни странно, прогнозируемая. Напомню, что консорциум банков-кредиторов Трансов, пытаясь спасти свои многомиллионные вложения, предлагали передать авиакомпанию либо под управление кредиторам, либо - S7, как самой эффективной а/к России.
S7 при этом открещивались от такой возможности (и их можно понять).

Государство сначала предложило взвалить эту крестягу Аэрофлоту, но потом что-то сорвалось. То ли владельцы Трансаэро, Плешаковы, решили схитрожопить и попытаться отжать за компанию хоть сколько-то денег. Вполне вероятный вариант, с учётом того, насколько неблаговидно они повели себя начиная с прошлой зимы, после выделения госгарантий, и до лета, когда по сути была сознательная попытка шантажировать государство количеством пассажиров.
11111.jpg

То ли менеджмент Аэрофлота провёл переговоры с ВТБ и Сбером, крупнейшими кредиторами, и заявил, что по долгам Трансов платить не будут, в результате чего банки сорвали сделку, не выведя из залогов крупные пакеты акций а/к.

Все, включая президента уже заявили, что банкротство Трансаэро - дело решённое.
И тут вдруг - такой поворот.
Могу предположить, что Владислав пришёл к некоему комфортному для него соглашению с банками-кредиторами, перед которыми была по сути безвыходная ситуация: получить в замен своих миллионных кредитов кукиш с маслом, либо согласиться с любыми, самыми невыгодными условиями и вернуть хотя бы малую часть потраченных денег.

Логика Филёва тоже понятна, он один из самых амбициозных менеджеров страны и если бы не кризис 2008 года, далеко не факт, что Аэрофлот был бы сейчас №1 в стране.
Напомню, в тот момент S7 была на втором месте по объёму перевозок и являлась первым заказчиком новейших самолётов Boeing Dreamliner на территории СНГ.
111111.jpg

Кризис подрезал амбиции Филёва, но хороший бизнесмен отличается от плохого тем, что его бьют - а он крепчает.
S7 была чуть ли не единственной компанией в 2008 году, которой удалось договориться с самым неуступчивым кредитором страны, Альфа-банком, и при этом банку не отошёл бизнес, что произошло с кучей других альфовских заёмщиков.
Резко сократили парк воздушных судов, оставили только самые выгодные маршруты, порезали все контракты на новые самолёты, включая Dreamliner - первой СНГ-шной компанией, их эксплуатирующей, стала азербайджанская AZAL.
1111.jpg

Да, рынок был временно потерян - S7 скатилась на 4 место по объёмам, пропустив вперёд Трансаэро и Ютэйр. Но результат кропотливой работы стал очевиден в 2014 году, когда S7 чуть ли не единственные получили прибыль, тогда как все, включая Аэрофлот, нехило соснули вялого.
Что до доли рынка - и где теперь рвавшиеся вперёд экстенсивными методами Трансаэро и Ютэйр?

Вся эта подводка к чему?
Просто показать, что совладелец S7 - не из тех людей, кто будет брать на себя обязательства понта ради. Когда было уже очевидно, что чуть ли не вся доля рынка, принадлежавшая Трансаэро, отходит Аэрофлоту, из глубины морской вылетела быстрая и очень зубастая акула.
Логика этого решения тоже проста - если удалось договориться о комфортных условиях с кредиторами Трансаэро (например, выплата 30% долга через 25 лет))), то почему бы единым махом не отжать плоды двадцатипятилетнего труда Плешаковых, сразу вырвавшись не на второе место, куда S7 и так бы органически вышло после слива Трансов и скукоживания Ютэйр, а в прямые конкуренты неповоротливому Аэрофлоту?
А что - порезать малорентабельные маршруты, подмять уникальный парк дальнемагистральных (пусть и довольно древних) самолётов, подсократить персонал, отхапать конскую долю рынка туристических перевозок, что важно - с валютной выручкой.

Но тут в дело вмешалась Росавиация. Что это - непонятно.
Возможно, попытка Аэрофлота не допустить возникновения реально опасного конкурента, поддержанная на высшем уровне.
1111111.jpg

Возможно, банальный чиновничий долбоебизм: вчера эксперты подписали акт о том, что авиакомпания не может продолжать деятельность, сегодня министр транспорта, мсьё Соколов, не глядя на изменившуюся ситуацию, подмахнул указ об отзыве сертификата эксплуатанта.
11111111.jpg

В любом случае действия чиновников в этой ситуации нельзя назвать никак иначе, как вредительскими. Они сознательно прикрывают хоть какую-то возможность сохранить крупного налогоплательщика, десяток тысяч высокооплачиваемых рабочих мест и, что немаловажно, конкуренцию.

Будем посмотреть за развитием ситуации.
Tags: авиация, экономика
Subscribe

  • Изменение вкусов

    Продолжают мигрировать едальные пристрастия. Вчера впервые за два десятка лет отведал гороховой каши. Это потрясающе. Где тот хипстерский хумус - и…

  • По следам Винни Пуха

    В прошлом году с изрядной помпой прошли выборы торта, который будет называться "Москва". А то как-то странно: киевский торт есть, "Прага" тоже, вот и…

  • Кстати!

    Я на каникулах отужинал в кафе "Магнолия", где под обликом страшной пристанционной рыгаловки скрывается мишленовский ресторан на стописят звёзд (по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments